Аналитическая справка
Адаптация первоклассников к музыкальной школе
Адаптация первоклассников в музыкальной школе представляет собой интересное и важное событие, при котором дети и их родители сталкиваются с уникальными вызовами. Музыкальное образование, несомненно, обогащает жизнь детей, но оно также требует высокой степени самодисциплины и усердной работы. У многих учащихся на фоне психологического кризиса 6-8 лет, возникают большие трудности в процессе адаптации к новым учебным требованиям: ухудшение состояния здоровья (нарушения зрения, опорнодвигательного аппарата и др.), снижение интереса к познавательной деятельности и успеваемости.
Адаптация первоклассника часто бывает осложнена эмоционально-стрессовой ситуацией вхождения в новую для него среду, в новый педагогический и детский коллектив, попаданием в особую творческую жизнь музыкальной школы. Но на практике период школьной адаптации ребенка продолжается гораздо более длительное время, чаще всего занимая весь период начального музыкального обучения в ДМШ
Основными критериями адаптированного первоклассника в музыкальной школе являются:
- положительное отношение к музыкальной школе
- умение входить в контакт с учителем
- лёгкое усвоение учебного музыкального материала
- проявление самостоятельности.
Для анализа адаптированности первоклассников к музыкальной школе среди родителей учащихся было проведено анкетирование. В исследовании приняли участие 86 родителей.
На первый вопрос «Охотно ли идёт ребёнок в музыкальную школу?» 69 родителей указали ответ «с радостью», 10 человек указали «без особой охоты», затрудняются дать ответ 6 родителей.
68 родителя считают, что ребенок приспособился к школьному режиму в музыкальной школе и принимает как должное новый распорядок, 17 родителей считают, что «не совсем», и 1 родитель отметил трудности у ребенка в приспособлении.
На вопрос переживают ли свои учебные успехи и неуспехи ребенок, родители дали, следующие ответы: «да» указали 59 родителей, «скорее нет, чем да» - 6 человек, 10 «не вполне» и 11 родителей затрудняются ответить
Исходя из ответов на следующий вопрос, о том часто ли ребёнок делится с родителями школьными впечатлениями о музыкальной школе, можно сделать вывод, что 65 детей активно делаться, 18 детей делают это иногда и 3 детей не рассказывает о своих впечатлениях.
По мнению родителей у 75 детей преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений положительный, у 10 детей носит смешанный оттенок, 1 ребенок сформировал отрицательное впечатление.
Из вопроса «Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий по музыкальным предметам? можно обозначить временной диапазон от 15 минут - 60 минут в день, 3 родителя указали затрату времени в количестве 2 часов.
На вопрос «Как ребёнок преодолевает трудности в учебе?» 47 родителей указали, что дети обращаются за помощью, 22 ребенка настойчивы в преодолении трудностей, 13 детей стараются преодолеть сами, но могу и отступить, пасуют перед трудностями 2 ребенка и 2 родителя затруднятся ответить.
Следующий вопрос «Жалуется ли ребенок на педагогов музыкальной школы?» 64 родителя ответили отрицательно, 7 родителей отметили, бывает, но редко, практически такого не бывает, указали 13 родителей, 1 ребенок регулярно жалуется и 1 родитель затрудняется ответить
Из вопроса «Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?» сложились следующие ответы: 72 родителя считают, что да, справляется, 5 родителей выбрали ответ «скорее нет, чем да» 1 ребенок не справляется с нагрузкой и 8 родителей затрудняются в ответе.
Анкетирование показало, что 4 родителя отмечают жалобы на усталость и головные боли ребенка, 82 человека отмечают вариант «иногда».
Исходя из ответов родителей, дети в свободное время между занятиями в общеобразовательной и музыкальной школах проводят в игре, чтении, гулянии на свежем воздухе и общении со сверстниками. Так же родители указали посещение дополнительных занятий и секций. Один из родителей отметил, что свободного времени у ребенка нет.
Вывод.
-
Исследование показало, исходя из ответов родителей первоклассников, адаптация детей проходит на хорошем уровне.
-
Ряд родителей (7 человек) обеспокоены тем, чтобы у ребёнка не пропало желание учиться.