Детская музыкальная школа г. Костаная:
сохраняя традиции, создаем настоящее, смотрим в будущее
В мае 2017 года Детская музыкальная школа №1 г. Костаная - одно из старейших учебных заведений страны, занимающая лидирующее положение среди аналогичных организаций образования Казахстана, с богатой историей и традициями, прекрасными педагогами и «звездными» выпускниками, отметила 75-летний юбилей.
Школа отвечает современным требованиям, обладает высоким профессиональным потенциалом, позволяющим в полной мере удовлетворить заказ государства на музыкальное образование и духовное развитие детей и подростков.
Сегодня Детская музыкальная школа № 1 – это:
параметры |
характеристика |
По количеству специальностей |
Детская музыкальная школа с 15 специальностями |
По уровню сложности образовательных программ |
Учебные программы начального музыкального образования |
По степени автономности |
Автономное образовательное учреждение дополнительного образования |
По типу образовательных услуг |
Государственные образовательные услуги по освоению программ дополнительного образования субсидированного типа |
По способу комплектования классов |
Комплектование школы происходит на конкурсной основе, с учетом уровня музыкальных способностей |
По форме выпускного контроля |
Итоговая аттестация по специальностям |
По режиму организации обучения |
Дневное, очное обучение |
По степени интегрированности в образовательную сеть |
Интегрирована в республиканскую сеть дополнительного образования. В городской сети является единственным центром начального музыкального образования учащихся |
- ДМШ № 1 – это единственное в областном центре музыкальное учебное заведение, обладающее необходимыми и достаточными условиями для формирования музыкальной и творческой культуры личности, как важнейшего компонента индивидуальной культуры современного человека и поддержки музыкально– одарённых детей.
- ДМШ № 1 – важный элемент культурной среды области и республики, обеспечивающий процесс духовного наследования культурных достижений новыми поколениями и формирование культурной элиты страны, обогащение общего духовного, эстетического уровня образованности и воспитанности молодёжи;
- ДМШ № 1 – методический центр для педагогов музыкальных школ области;
- ДМШ № 1 – база для проведения городских и областных конкурсов юных музыкантов.
ДМШ № 1 обеспечивает реализацию в образовательном пространстве г. Костаная государственной политики в сфере начального музыкального образования в соответствии с Уставом школы. Образовательная деятельность осуществляется с целью формирования музыкально–эстетической культуры школьников, развития их музыкальных способностей, формирования художественно – творческого сознания и исполнительских умений и навыков в области музыкальной деятельности.
Для обеспечения научно–обоснованной деятельности ДМШ и её развития разработан комплекс нормативных актов, обеспечивающих правовое сопровождение динамичного и поступательного развития школы, её коллектива, педагогического процесса: Устав школы, Программа развития, Рабочий учебный план, Программа работы с одаренными детьми, Учебные программы музыкального образования по специализациям и годам обучения.
Один из качественных показателей педагогической деятельности музыкальной школы – стабильность педагогического коллектива, высокая профессиональная подготовка, творческая инициатива и постоянное самосовершенствование педагогического мастерства. Педагогический состав школы - это высоко квалифицированный коллектив педагогов – инструменталистов, преподавателей музыкально-теоретических дисциплин, хорового и оркестрового классов. Из81 педагога более половины - ее бывшие выпускники, 79 % учителей имеют высшее образование, 67 % - высшую и первую квалификационные категории, 90% педагогических работников – это опытные преподаватели со стажем работы более 10 лет. Все имеют профессиональное образование.
Гордостью коллектива является А.В. Заика, который возглавлял школу на протяжении 47 лет, является заместителем председателя республиканского координационного совета директоров музыкальных школ и школ искусств, награждён медалями «Ерен енбегі үшін» и «20-летие Ассамблеи народа Казахстана». В 2015 г. Заике А.В. присуждено звание «Почетный житель г. Костаная».
В ДМШ также трудится известный в Казахстане музыкант, Заслуженный работник культуры РК А.В. Заруба. Семь преподавателей школы награждены значками «Отличник образования» Каз. ССР или РК: Заика А.В., Гольдорф Г.М., Заберезников С.А., Заруба А.В., Игошин А.Л., Семенова С.В., Тулупова Е.П. Двадцать шесть педагогов награждены Грамотами Министерства образования и науки РК. Труд многих педагогов отмечен Грамотами Управления образования и Обкома профсоюза Костанайской области, акима г. Костаная и городского Отдела образования. 6 педагогов школы стали лауреатами премии «Казына», 3 преподавателя награждены специальными премиями Костанайского клуба меценатов.
Общее количество педагогов |
По образованию |
По категории |
Педагогический стаж (лет) |
||||||||
высшее |
с/спец |
Среднее |
высшая |
первая |
вторая |
б/к |
1-3 |
4-10 |
11-20 |
Свыше 20 |
|
81 |
79 |
21 |
- |
36 |
31 |
22 |
11 |
4 |
7 |
14 |
75 |
В коллективе созданы все условия для формирования творчества и инновационного поля. Усилия администрации направлены на мотивацию и улучшение условий для реализации творческого потенциала коллектива школы.
Система методической работы педагогических кадров занимает особое место в системе управления школой, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства преподавателей. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы преподавателей обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого из них. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с учащимися в соответствии с новыми достижениями в педагогике, психологии, искусстве и культуре.
На протяжении последних 3 лет в школе продолжается работа по достижению стратегической цели деятельности ДМШ и реализации Комплексно-целевой программы «Одаренные дети ДМШ».
Основные приоритеты в школе были связаны с активизацией инновационной деятельности преподавателей по освоению новых технологий и методик музыкального образования учащихся. Школой достигнуты весьма солидные результаты, указывающие на целесообразность и последовательность политики администрации школы в области управления качеством музыкального образования.
Только за 2014 – 2017 гг. преподаватели школы посетили 87 курсов повышения квалификации, многие за этот период обучались два и более раз. Характерной чертой таких мероприятий является активное сотрудничество с музыкальными вузами Казахстана и России, узкой профессиональной направленностью специализации, преимущественно практическая (мастер-классы) составляющая подобных мероприятий и привлечение лекторов самого высокого уровня – профессоров и педагогов крупнейших консерваторий и ССМШ России (гг. Москва, Новосибирск, Уфа и др.), Германии, Израиля и т.д.
В целях повышения качества образования и профессиональной компетентности учителей, администрацией школы организуются консультации известных педагогов-музыкантов. В последние годы с концертами, мастер- классами и семинарами в школу были приглашены профессор Южно-Уральского государственного института искусств Л.Л.Яновская, Заслуженный артист РФ, профессор Южно-Уральского государственного института искусств, заведующий кафедрой камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки О.П.Яновский, эстонский пианист, лауреат международных конкурсов С. Иоаметц, лауреат международных конкурсов, Заслуженный артист России, почетный профессор Шанхайской консерватории Ю. Шишкин, Заслуженный деятель РК, профессор кафедры струнных инструментов КазНУИ Каримов Н.Х., заведующий кафедрой специального фортепиано ЧГАКИ, Заслуженный деятель искусств России, лауреат Фонда «Русское исполнительское искусство», профессор Е. Левитан и др.
Два последних года на базе ДМШ проводятся городские семинары с участием профессоров и преподавателей Казахского национального университета искусств (г. Астана), участниками которых стали ведущие педагоги вуза: Каримов Н.Х. – профессор кафедры струнных инструментов (альт); Латышова Л.В. – доцент кафедры специального фортепиано; Нургалиев Е.К. – доцент кафедры духовых инструментов (флейта) и др.
Приглашенные специалисты дают концерты, показывают преподавателям ДМШ мастер-классы с лучшими воспитанниками, делятся тонкостями работы, практическими рекомендациями, методами и приемами совершенствования исполнения, отвечают на вопросы учителей. Проведенные мероприятия стали одним из факторов высоких результатов воспитанников школы на исполнительских конкурсах.
Анализ приоритетов в построении системы методической работы педагогических кадров в школе показывает, что они в полной мере соотнесены с основными направлениями кадровой политики образовательной системы г. Костаная. Отбор содержания, форм и приемов осуществления методической работы обусловлен происходящими процессами обновления содержания музыкального образования детей. Так, речь идет о поддержке педагогических работников в освоении и реализации инновационных методик и технологий музыкального образования детей. Прочное место здесь занимают новые формы ее осуществления: практические и теоретические семинары, школы передового опыта, круглые столы, педагогические форумы, чтения и т.д. Темы методических работ охватывают как область профессионального мастерства, так и актуальные проблемы педагогики и психологии.
С целью получения объективной информации по указанным вопросам, особое внимание уделяется практическим аспектам: проводится диагностика психологической атмосферы в школе, развития музыкальной одаренности учащихся, стилей взаимоотношений ученика и учителя, обобщался передовой опыт многих педагогов. Большое количество сообщений и докладов, исполнительских анализов произведений подготовлено и прочитано преподавателями на заседаниях отделений.
Особое внимание придается ознакомлению педагогов с инновационными направлениями и тенденциями развития музыкального образования в Казахстане и за рубежом, уровнем исполнения участников конкурсов. Традиционно анализы и видеоматериалы выступлений лауреатов исполнительских конкурсов демонстрируются учителям на педагогических советах и заседаниях отделений.
За период 2014-2017 гг. заметно активизировалась научно-исследовательская деятельность преподавателей школы. Традиционными мероприятиями ДМШ стали Школы передового опыта, проводимые на уровне городского МО учителей эстетического цикла. В рамках семинаров 41 преподаватель обобщил опыт работы в форме докладов и практических семинаров. Также в научно-практических конференциях от городского до международного уровней приняли участие 27 педагогов.
Преподаватели школы опубликовали 56 методических статей на страницах научных изданий областного, республиканского и международного уровней (журналы «Бастауыш мектеп», «Профессионал Казахстана», «Этнопедагогика в системе образования», «Вестник КГПИ», «Интернет-журнал ВАК КР» и др.). Особой популярностью, связанной с удобством условий размещения публикаций, стали пользоваться интернет-проекты: «Копилка уроков – сайт для учителей», сайт учителей г. Алматы, казахстанский интернет-журнал «Коллеги» и др.
В своих выступлениях и на страницах печати педагоги школы поднимают актуальные проблемы музыкального образования Казахстана, предлагают варианты их решения, делятся секретами педагогического мастерства. Самыми активными в этом направлении работы являются преп. Кучикова Г.Б., Назарова Е.А., Нуржанова А.К., Романова М.Г., Судакова О.Г., Турлубаева Д.К. и др. Кроме того, в ДМШ действует внутришкольная система повышения квалификации. Проводятся мастер–классы, открытые уроки. На заседаниях цикловых комиссий преподаватели выступают с методическими докладами, сообщениями. Темы методических работ охватывают как область профессионального мастерства, так и актуальные проблемы педагогики и психологии.
Серьезное внимание администрацией школы уделяется совершенствованию дидактического и методического обеспечения образовательного процесса. Наблюдается положительная динамика в обновлении соответствующих педагогических средств.
Конечным результатом обобщения практического опыта преподавателей является создание авторских методических работ, число которых достигло в ДМШ 22. Все пособия были презентованы и одобрены коллегами на заседаниях отделений и педсоветах. С 2014 по 2017 годы 10 работ получили Сертификаты РНПЦ «Костанай дарыны» и Омского государственного педагогического университета.
Продолжается работа еще над тремя педагогическими разработками, лицензирование которых намечено на предстоящий учебный год.
Благодаря пройденным курсам повышения квалификации и приобретению школой информационно-коммуникационных ресурсов, характерной тенденцией последних лет стало создание преимущественно электронных учебных пособий и хрестоматий (из 22 – 9 пособий в электронном формате). Многие авторские наработки получили признание на городском, областном и республиканском уровне. Активная методическая деятельность педагогов ДМШ по достоинству оценена на различных конкурсах профессионального мастерства. За 4 года преподавателями завоевано 34 призовых мест на разноуровневых специализированных конкурсах. Например, в 2014 г. на республиканском конкурсе методических идей «Методический вернисаж» Комплексно-целевая программа «Одаренные дети» Г.Б. Кучиковой стала дипломантом. В 2015 г. методические материалы Нуржановой А.К. были удостоены Почетной грамоты и медали «Ұлағатты ұстаз» республиканского научно-образовательного интернет-портала www.orleu.kz. Также в 2015 г. Г.Б. Кучикова с разработкой «Детская музыкальная школа г. Костаная: сохраняя традиции, создаем настоящее, смотрим в будущее» заняла II место в Международном конкурсе педагогов дополнительного образования «Педагогическое искусство» (г. Уфа). Добавить новые данные. Ежегодно многие педагоги становятся призерами городского конкурса на лучшее электронное портфолио «Фестиваль аттестуемого педагога». А в 2015 г. Назарова Е.А. заняла III место в номинации «Портфолио педагога» на Всероссийском творческом конкурсе «Рассударики».
В течение многих школа работает в режиме рейтинговой системы оценки деятельности преподавателей, что является определенным стимулом для повышения эффективности работы педагогов. Все формы методической работы оценены определенным количеством баллов, которые в конце года суммируются в зависимости от активности работы каждого учителя и демонстрируются в виде диаграммы результативности всех преподавателей отделения. Очередные итоги были подведены на заключительном педсовете в июне 2017 г. Лучшие учителя были награждены Грамотами, некоторым преподавателям было указано на недостаточную расторопность в работе.
Пятый год продолжается работа по применению на уроках теоретического цикла интерактивных досок. Наиболее успешно интегрированные уроки с использованием разнообразных информационных технологий в условиях ДМШ внедрены педагогами школы Нуржановой А.К., Лыксовой О.Н., Сложеникиной М.В. на уроках всемирной и казахской музыкальных литератур, сольфеджио, занятиях подготовительной группы.
Применение в учебном процессе ДМШ IT – технологий значительно расширяет возможности уроков, делает их более разнообразными, наглядными, повышает темп занятий а, соответственно, мотивацию воспитанников к обучению. Поэтому уроки с использованием интерактивной доски с полным правом можно назвать новым инструментом в работе учителя, позволяющим создавать наглядные и информационно насыщенные уроки, а содержание, глубину и объем учебной информации подбирать индивидуально, в соответствии с познавательными возможностями и уровнем работоспособности учащихся, с учетом их интеллектуальной подготовки и возрастных особенностей.
Несмотря на небольшой срок (четвертый год) использования в учебном процессе электронных музыкальных инструментов (синтезатора, клавинов), они активно используются на уроках фортепиано, в работе ансамблей, оркестра, стали украшением школьных концертов. Благодаря богатым техническим возможностям эти инструменты внесли разнообразие в уроки исполнительского цикла, позволили сделать рутинную работу интересной и привлекательной, разнообразить звучание пьес и, следовательно, повысить мотивацию учащихся к обучению и эффективность учебного процесса.
Списочный состав учащихся школы на начало 2016-2017 учебного года составляет 658 человек. В школе работают отделения фортепиано, хоровое, народных инструментов (казахские и русские), оркестровое (струнно-смычковые, духовые и ударные инструменты), действуют творческие коллективы, которые ведут активную концертную деятельность в масштабах города и региона и достойно представляют нашу область на республиканских и международных конкурсах.
Обучение осуществляется по образовательным программам 15 специальностей: фортепиано, скрипка, виолончель, домбра, кобыз, баян, аккордеон, гитара, балалайка, домра, флейта, гобой, саксофон, ударные инструменты и хоровое пение. Теоретическую подготовку всех учащихся обеспечивает теоретическое отделение, педагоги которого преподают сольфеджио и музыкальную литературу. При школе на основе полной самоокупаемости организована подготовительная группа.
В последние годы наблюдается повышение интереса со стороны населения к обучению в музыкальной школе. Иметь музыкальное образование снова становится престижным и популярным, что обусловлено ростом материального благополучия людей, востребованностью гармонично развитого, креативного, разносторонне-образованного молодого поколения. Об этом свидетельствуют данные анкетирования учащихся и родителей, проведенного в январе 2017 года. Как показал опрос, респонденты отмечают хороший уровень и качество получаемого образования. Наряду с этим, анкетируемые удовлетворены действующей в школе формой индивидуального обучения и считают выбор данной организации образования верным. ДМШ, согласно проведённому опросу, является популярным и авторитетным учебным заведением в городе и оправдывает ожидания большинства родителей и учащихся. Учиться в музыкальной школе – это «престижно», заявляют около 60 % учащихся, считают верным выбор данного учебного заведения 84 % респондентов, высокий уровень и качество получаемого образования отмечают 64 % опрошенных. В целом, необходимо отметить наметившийся в последние годы рост популярности народных (домбра, гитара) и оркестровых инструментов (скрипка, флейта).
Огромное значение в ДМШ придается воспитательной работе.
На уроках учащиеся, изучая музыкальное искусство и исполняя произведения композиторов различных стран, направлений и эпох, проникаются основами толерантности и понимания многомерности, бесконечного разнообразия и индивидуальности окружающего мира, учатся позитивно понимать и принимать особенности музыки разных народов, многообразия мнений и представлений, бытующих в социальном обществе. Специфика музыкального образования позволяет педагогам рассматривать художественное содержание произведений, через призму образов для раскрытия жизненно важных тем и эстетических воззрений композитора, их идеалов. Например, творения авторов повествуют о патриотизме Абая и Ф.Шопена, о неукротимом духе свободолюбца Курмангазы, Жаяу Мусы Байжанова и Л.Бетховена, о солнечном оптимизме Г. Жубановой и В. Моцарта и т.д., оказывая сильное воспитательное воздействие.
Коллективные формы музицирования в школе имеют большое значение в плане общего музыкального развития, дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах, учат считаться с интересами окружающих, добиваться общего результата. Неудивительно, что эти занятия пользуются особой любовью подопечных, а все творческие коллективы школы являются неоднократными лауреатами и обладателями Гран-при республиканских конкурсов юных музыкантов: оркестр русских народных инструментов рук. А. Игошин и А. Заруба (9 раз подряд), хоровой коллектив «Илигай» рук. Г. Гольдорф (трижды), ансамбль скрипачей рук. Е. Тулупова (7 раз). В 2015 г. Оркестр русских народных инструментов под руководством С. Шалыгина триумфально покорил Россию, став обладателем Гран-при на V Международном фестивале-конкурсе солистов, ансамблей и оркестров народных инструментов “Европа – Азия».
В последние годы среди учеников школы заметно выросло число участников и лауреатов международных исполнительских конкурсов. При подготовке к таким творческим состязаниям педагогами акцентируется внимание воспитанников на высокий статус мероприятий, большую ответственность детей и честь представлять казахстанскую исполнительскую школу в целом и Республику Казахстан. Победы в таких музыкальных соревнованиях позволяют воспитанникам школы особо прочувствовать не только радость от своей игры и достигнутого результата, но и гордость за свою причастность к высоким достижения страны. Только за 2014-2017 учебные годы юные музыканты школы 121 раз становились лауреатами и дипломантами областных, 113 – республиканских и 108 раз - международных исполнительских конкурсов,в том числе завоевав 22 Гран-при.
Особое место в воспитании патриотизма, любви к Родине школьников отводится предмету казахская музыкальная литература, изучая который обучающиеся узнают историю музыкального развития казахского народа, учатся понимать и выразительно исполнять произведения отечественных авторов, передавать в звучании идейно-образное содержание казахской музыки. Этот предмет способствует формированию у воспитанников отношения в Казахстану, как к единственной, уникальной для каждого казахстанца Родине, данной ему судьбой, доставшейся от предков, воспитанию уважительного, бережного отношения к истории своего народа, нацелен на формирование чувства Родины, желание внести личный вклад во благо Отечества.
В целях пропаганды знаний государственных символов на уроках казахской музыкальной литературы отводится ряд занятий, знакомящих обучающихся с историей создания, авторами и смысловым содержанием госсимволов. В ДМШ имеются стенд Государственной символики, уличный флаг с подсветкой в ночное время. Мероприятия, посвященные государственным праздникам, открываются исполнением гимна РК.
Также гражданско-патриотическое воспитание обучающихся планомерно осуществляется и во внеучебной деятельности: мероприятиях, посвященных празднованию Дня Конституции, Дня Независимости РК, Дня Победы, праздника Наурыз и др. Праздничные концерты проводятся на уровне общешкольных мероприятий, в них играют только самые лучшие воспитанники ДМШ – лауреаты республиканских и международных конкурсов. Педагогами-теоретиками тщательно продумываются сценарии, приглашаются родители и знакомые учащихся, педагоги ДМШ. Поэтому, обычно, такие концерты проходят с большим успехом, создают ощущение праздника и надолго запоминаются присутствующим.
Свою лепту в воспитание межэтнической толерантности воспитанников вносят традиционные фестивали народной музыки учащихся Отделений народных инструментов. Дети играют музыку разных этносов на многих национальных инструментах: домбре, гитаре, кобызе, балалайке, сазсырнае, аккордеоне и др., готовят национальные костюмы, узнают об особенностях фольклорной музыки из рассказов ведущих.
Эти мероприятия способствуют воспитанию понимания самобытности культуры разных этносов, позитивного отношения к культурным различиям, уважения к представителям других народов; формированию культуры межнациональных отношений.
Правовое воспитание юных музыкантов начинается с первых дней обучения в ДМШ и связано, прежде всего, с необходимостью четкой организации рабочего дня, жесткой дисциплины, умением выполнять большой объем работы ежедневно. Специфика музыкального обучения, связанная с большим количеством репетиций, концертов, выездами на конкурсы, приучает детей к ответственности за личное поведение и поступки, необходимости строгого соблюдения требований руководителей и законов коллектива, осознание и соблюдение своих прав и обязанностей, толерантное отношение к правам и свободам других лиц. Поэтому среди воспитанников ДМШ нет ни одного учащегося с аутодеструктивным, девиантным поведением, нет правонарушителей.
Во время общения учащихся с преподавателями в учебной и внеучебной деятельности усваивается не только определенный материал и происходит обучение детей, но и формируются социально приемлемые качества личности. Учителя, организуя деятельность школьников, используют такие способы и приемы воспитания, которые стимулируют их стремление к личностному развитию, способствуют формированию их знаний, взглядов, убеждений, совершенствованию волевой сферы. Важную стимулирующую роль здесь играют одобрение положительных поступков учащихся, тактичное осуждение за нарушение норм и правил поведения.
С 2014 года в школе идет реализация «Программы «Одаренные дети», которая нацелена на создание условий для развития музыкальной одаренности воспитанников, раскрытие их творческого потенциала. В результате диагностики в 2016-2017 учебном году еще 7 учеников занесены в Базу данных ДМШ. Деятельность педагога по развитию музыкальной одаренности обучающихся отслеживается через Личное дело, в котором отражены цели детей на учебный год, их достижения, намечены индивидуальные программы и перспективы развития.
Показателем эффективности процесса обучения служит конечный результат, выражающийся в концертных выступлениях. Выступления учащихся на сцене стимулируют и повышают результативность обучения, усиливают его привлекательность, воспитывают и концентрируют лучшие качества исполнителей, помогают ощутить общественную значимость своего труда и увидеть его результат. Поэтому серьезными резервами для воспитания учащихся и особенно одаренных детей, располагает концертно-просветительская деятельность.
Детские музыкальные школы помимо своих основных задач - обучения детей музыке, несут и музыкально-просветительские функции. А учащиеся приобретают навыки не только исполнительской деятельности, но и музыкально-пропагандистской. Концертной деятельностью охвачены практически все ученики, силами которых за учебный год подготовлено более сотни тематических и отчетных концертов – школы, отделений, коллективов и учащихся, музыкальных гостиных и фольклорных праздников.
Публичные выступления позволяют воспитывать в учениках чувства и мысли о том, что они учатся музыке не только для себя, но их искусство нужно другим. Такая постановка музыкально–просветительской работы в ДМШ плодотворно влияет на формирование самосознания учащихся. Особое значение в музыкальной школе приобретает согласованное взаимодействие различных детских коллективов между собой, которое невозможно без единства педагогических требований коллектива преподавателей школы.
Помимо решения общедидактических задач этот вид деятельности направлен на развитие творческих способностей обучающихся, воспитание у детей духовно-нравственных и эстетических ценностей, пропаганду культуры и искусства среди населения, приобщение воспитанников к музыкально-художественному образованию.
Посредством концертно-просветительской деятельности проводится большая работа с учащимися и их родителями по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, организован и проведен ряд учебно-воспитательных мероприятий: общешкольных и классных родительских собраний, тематических музыкальных гостиных, праздничных концертов, классных и общешкольных концертов, отчётных концертов отделений и сольных концертов лучших учеников, общешкольных исполнительских конкурсов и фестивалей. На базе школы ежегодно проводится областной тур Республиканского фестиваля-конкурса юных музыкантов, на котором честь школы и города защищают самые талантливые учащиеся ДМШ.
Основу воспитательной работы в школе составляют традиционные мероприятия, число которых из года в год увеличивается: «Посвящение в юные музыканты», «Вечера народной музыки», фестиваль «Зимние грезы», «Музыкальные гостиные», фольклорные праздники, творческие отчеты учащихся, классов педагогов, отделений, коллективов и школы. Доброй традицией стало участие преподавателей и воспитанников в различных внешкольных воспитательных мероприятиях (исполнительские конкурсы, концерты в учреждениях города, праздничные мероприятия городского и областного масштаба).
Особое место в концертно-просветительской деятельности воспитанников ДМШ занимают благотворительные концерты. Юные музыканты неоднократно принимали участие в общегородских мероприятиях «Жизнь на ладони», по сбору средств на лечение больных детей, для людей с ограниченными возможностями. В 2015 г. проведен ряд концертов для поездки в Австрию победительницы Международного конкурса – фестиваля «Южноуральск – Зальцбург» (г. Южно-Уральск) Виолетты Хворостянкиной, в качестве награды которой презентована путевка на родину В.А. Моцарта для участия в заключительном фестивале. Дети всегда с радостью откликаются на благотворительные дела, учатся понимать чужие проблемы и безвозмездно помогать окружающим.
За годы существования музыкальная школа стала достоянием культуры не только города Костанай, но и всей Костанайской области. ДМШ активно сотрудничает с учреждениями города и региона: образовательными организациями дополнительного образования, областной филармонией им. Е. Умурзакова, театрами, библиотеками, музеями, выставочным залом, средними школами, детскими садами, организациями города и др. В течение всех лет школа традиционно активная участница множества мероприятий, проводимых на городском и областном уровнях. Это различные праздничные концерты, торжественные открытия художественных выставок, фестивали народного творчества, гала-концерты конкурсов и фестивалей, концерты – чествования победителей профессиональных конкурсов, новогодние елки акима области и др. Наряду с профессиональными артистами филармонии, учащиеся ДМШ - традиционно участвуют в концертах, посвященных определенным датам (Международный день музыки, День пожилых, День независимости, 8 Марта, Наурыз, День Победы и др.)
Налажены контакты с местными СМИ, для освещения информации о мероприятиях, проводимых в школе, о достижениях, самые интересных и значимых события из жизни ДМШ и т.д. Только за 2 истекших года 29 публикаций, ряд телепередач в средствах массовой информации посвящены педагогам и воспитанникам музыкальной школы (газеты «Костанай», «Костанайские новости», «Учительская+», телекомпании «Алау» и «Казахстан-Костанай»).
Насыщена концертная жизнь и внутри ДМШ. Внеклассная работа активно ведется не только в общешкольном масштабе, но и в рамках класса каждого преподавателя. Для учащихся проводятся веселые викторины, конкурсы, увлекательные беседы, концерты и фестивали. Большое количество концертов воспитанники ДМШ дают в летний период для детей, посещающих пришкольные площадки и лагеря дневного пребывания. Такие мероприятия решают множество задач: от профориентационной работы и пропаганды музыкальной культуры до опыта концертной практики маленьких артистов.
Педагогический коллектив и администрация школы поддерживает постоянную связь с родителями учащихся, проводят общешкольные и классные собрания родителей, отчётные концерты отделений и школы, творческие отчеты учащихся и коллективов. Педагоги по специальности - классные руководители ведут ежедневную кропотливую работу с родителями в индивидуальном порядке по вопросам воспитания у детей таких качеств, как трудолюбие, ответственное отношения к учёбе и т.д. Учитывая, что практически все школьные мероприятия проходят с участием родителей, такие формы работы способствуют укреплению заинтересованности родителей в успехе детей и обеспечивают их успешное музыкальное развитие, играет существенную роль в изменении подхода семьи к музыкальному образованию учащихся.
Художественно-эстетическое воспитание направлено на формирование у учащихся способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, жить и творить «по законам красоты».
Воспитывает все: убранство помещения, опрятный костюм, формы личных отношений, общение с окружающими, условия труда и развлечений. В школе большое значение придается организации эстетики среды, в которой живет, учится, работает, отдыхает ребенок. В учениках воспитывается бережное отношение к учебному оборудованию, музыкальным инструментам, основы коллективного труда, доброжелательное отношение к педагогам и одноклассникам, прививаются правила культуры поведения на сцене и в обществе, концертный этикет.
Профессиональное воспитание включено нами в число ключевых направлений воспитательной работы в школе. Оно ставит своей целью формирование у детей чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
В рамках профессионального воспитания в школе проводится просвещение учащихся, включающее профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию склонных к музыкальной деятельности учеников; профессиональные консультации, нацеленные в основном на оказание индивидуальной помощи учащимся в выборе профессии в сфере культуры и искусства.
Средствами профессионального воспитания учащихся в музыкальной школе являются:
- резервы учебных дисциплин, осваиваемых учащимися в рамках учебного плана специальности;
- концертно-просветительская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и выставках;
- встречи с известными деятелями культуры и искусства, мастер-классы с ведущими преподавателями музыкальных вузов Казахстана и России;
- беседы с родителями учащихся о перспективах профессиональной деятельности воспитанников.
В конкурсно-фестивальной деятельности школы отводится важная роль подготовке к выступлениям лучших воспитанников и коллективов разных возрастных групп на всех отделениях. Детскую музыкальную школу № 1 г. Костаная без преувеличения можно назвать колыбелью для молодых музыкальных талантов. Все учащиеся имеют возможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал, продемонстрировать высокую результативность. Участие обучающихся ДМШ в городских, областных, региональных, республиканских, международных конкурсах и фестивалях дает возможность определить уровень освоения воспитанниками образовательных программ, расширить кругозор по предметной направленности, пережить ситуацию успеха, воспитать такие качества, как воля к победе, чувство коллективизма, желание совершенствования исполнительского мастерства, уверенности в себе. Конкурсные состязания способствует развитию творческих способностей учащихся, формированию у них коммуникативных навыков и культуры, общечеловеческих нравственных ценностей. Кроме того, данные мероприятия способствуют поддержанию интереса учащихся к художественно-эстетическому образованию, профессиональной ориентации и выбору дальнейшего направления своей профессиональной деятельности.
Ежегодно в ДМШ неоднократно проводятся школьные конкурсы учащихся всех отделений и классов на лучшее исполнение этюда, виртуозной пьесы, пьесы казахстанского композитора и др., в которых могут принять участие практические все ученики школы.
2014-2017 учебные годы были достаточно результативным по количеству призеров областных, республиканских и международных конкурсов: лауреатами конкурсов от региональных до международных уровней стали 342 воспитанника школы.
В конкурсной деятельности немаловажное значение на конечный результат оказывает продуманный менеджмент администрации школы: своевременная информация, создание условий для подготовки и участия воспитаников, мотивация педагогов, организация консультативной помощи учителям, работа с родителями и др. В последние годы из-за привлекательности в финансовом и организационном плане, набирают популярность исполнительские интернет-конкурсы.
В последние годы лауреатами республиканских и международных конкурсов становились воспитанники педагогов: Айдосовой Г.Т., Амировой Г.С., Варюхиной В.А., Верстоновой Н.А., Гольдорф Г.М., Гребенщиковой Н.А., ЕгоровойТ.В., Кима С.В., Кужахметовой Г.Б., Кучиковой Г.Б., Петровой Г.В., Петуховой Т.В., Романовой М.Г., Семеновой С.В., Стакановой И.С., Судаковой О.Г., Тулуповой Е.П., Шалыгина С.Н., Шлепановой Л.В.
Высокая результативность деятельности коллектива ДМШ по достоинству оценена в стране. Министерством образования и Ассоциацией школ искусств Республики Казахстан за особые достижения в музыкальном воспитании школа награждена Золотым кубком, а в 2003 г. вошла в число лучших музыкальных школ страны. В 2013 г. «Национальным бизнес-рейтингом Казахстана» музыкальная школа г. Костаная признана «Лидером отрасли 2013» в номинации «Образование в сфере культуры», в 2015 г. вошла в республиканскую энциклопедию «Золотой фонд дополнительного образования Республики Казахстан».
Выпускники школы – это наша гордость, неоспоримый результат нашего труда. Это и авторитет школы и перспектива ее комплектования и развития. За 70 лет из стен музыкальных школ города выпущено свыше 5000 учащихся. Школа гордится своими выпускниками, многие из которых поступают и успешно учатся в различных ВУЗах Казахстана и России, стали известными музыкантами. Невозможно перечислить всех, отметим некоторых. Например, Наталья и Николай Ищенко - Заслуженные артисты России, профессора Челябинского государственного института музыки. Звание Заслуженных артистов России Наталья и Николай получили за успешную концертную деятельность в составе «Уральского дуэта баянистов». Затем этот дуэт перерос в семейное трио, к которому присоединился сын Константин.
Литвиненко Андрей – аспирант высшей школы музыки г. Маннгейм (Германия), Лауреат I премии Международного конкурса среди студентов ВУЗов, г. Киев, стипендиат Международного фонда поддержки молодых талантов.
Егорова Елизавета – студентка Екатеринбургской государственной консерватории занесена в «Золотую книгу» молодежи Костанайской области, обладатель первой Золотой медали Костанайской области на Национальных молодежных Дельфийских играх Казахстана, лауреат международного конкурса «Астана – Мерей», обладатель Гран–при республиканского конкурса юных музыкантов. Лауреат Международных конкурсов в Казани и Перми, Всероссийских конкурсов имени Знаменского в г. Екатеринбурге. Стипендиат министерской и губернаторской премии Свердловской области.
Гольдорф Денис – выпускник Московского института военных дирижеров Министерства обороны РФ, лауреат республиканского конкурса юных музыкантов, обладатель II премии всероссийского конкурса военных дирижеров.
Обладатель Гран-при XXX республиканского конкурса юных музыкантов Жанна Сегизбаева окончила Новосибирскую консерваторию, а ее сестра Динара - победитель республиканского конкурса юных музыкантов - продолжает обучение там же.
Обладатель Гран-при XXXIII республиканского конкурса Дьяченко Наталья и лауреат республиканского конкурса Стратонович Мария – обучаются в Московской консерватории. Лауреаты международного конкурса в г. Вене Любовь и Зоя Козак с отличием окончили Магнитогорскую консерваторию. Обладатель Гран–при республиканского конкурса Ярошина Екатерина, Петрова Ксения, Семашко Михаил, Ярошенко Евгений, Мусин Роман закончили Челябинскую Академии культуры и искусств. Акназарова Евгения окончила консерваторию в Нижнем Новгороде, Махновская Лариса - музыкальное отделение Московского государственного педагогического университета. Лауреаты республиканских и международных конкурсов Рсмаганбетова Жансая и Божакова Зарина – обучаются в Казахском национальном университете искусств (г. Астана), Полетаева Людмила - в консерватории г. Санкт – Петербурга. Лауреат республиканского и международного конкурсов Казбекова Камила и лауреат республиканского конкурса Королева Галина - учащиеся музыкального колледжа при московской консерватории. Лауреат международного конкурса, обладатель бронзовой медали Дельфийских игр Казахстана Корчевский Владислав – студент Южноуральского института искусств (г. Челябинск), Ким Вероника – учащаяся ЦМШ при Новосибирской консерватории и др.
Детская музыкальная школа г. Костаная – это школа с богатым прошлым, славным настоящим и перспективным будущим, задачи которого включают: расширение контингента учащихся, повышение мотивации учащихся и родителей к обучению в ДМШ, совершенствование профессиональной компетентности педагогов, укрепление материально-технической базы, дальнейшая информатизация образовательного процесса в школе и др.
Позади более 75 славных лет, а впереди у ДМШ большое и светлое будущее, новые творческие победы и талантливые ученики.
Директор ДМШ № 1 Г. Кучикова