Музыкальный талант – дар природы определяющий успех в деятельности музыканта или высокоразвитые музыкальные способности, приобретаемые многолетним методичным трудом?
 
Как и язык, музыкальные способности обычно проявляются и развиваются в раннем возрасте. В зависимости от обстоятельств, их явная демонстрация и скорость прогрессии разнятся. Например, Моцарт, Шопен, Бетховен, Мендельсон были исполнителями-вундеркиндами и сами начали сочинять музыку еще до подросткового возраста.
 
А вот Глюк первые 12 лет своей жизни провел в немузыкальной среде – его отец не хотел видеть в своем сыне музыканта, и свою первую оперу этот выдающийся композитор написал, когда ему было далеко за 20. Вагнер хотел стать драматургом, и не помышлял о музыке, пока друзья не подарили ему книгу о гармонии, чтобы он «приукрасил» музыкой свои пьесы.
 
Выдающиеся пианисты и композиторы Америки Джордж Гершвин и Леонард Бернштейн были воспитаны в домах без фортепиано. Их увлечения музыкой тоже не поощрялись родителями. Луис Армстронг, живший в бедном квартале Нового Орлеана, не имел доступа к учителям или учебникам по музыке. Он даже не умел играть на корнете до 17-летнего возраста.
 
Эти яркие примеры свидетельствуют о том, что ранний «старт» обучения, окружающая среда, поддержка близких, хороший учитель хотя и способствуют раскрытию таланта, но не являются единственными и решающими факторами развития его потенциала. Неоспоримо одно – успех и признание музыкально одаренной личности невозможны без настойчивости, упорства, многочасовой практики, а также исполнительского опыта вне домашней обстановки и школы.
 
Наша музыкальная школа полна как талантливыми педагогами, так и детьми, которые талантливы в различных жанрах – это инструменталисты, струнники, вокалисты, различные коллективы.
 
Любовь к музыке и опыт – неотъемлемые составляющие музыкального таланта. Как однажды сказал Пабло Пикассо: «Все дети – художники. Проблема в том, как оставаться художником по мере взросления».